ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по музыке
Учитель: Вислогузов Алексей Леонидович
Класс: 4В, МОУ-СОШ №3, г. Аткарск Саратовской области
Тема урока: «Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов»
Место и роль урока в изучаемой теме:
урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала.
Цель урока: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны.
Задачи:
Образовательные:
закрепить представления детей о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни;
выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека;
формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны.
Ожидаемый результат:
Иметь представление о роли народной песни в жизни человека.
Уметь выявлять характерные интонации и ритмические особенности народных песен.
Владеть навыками коллективного исполнения вокальных образцов фольклорной музыки.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока: объяснительно-иллюстративный
Планируемый результат:
Предметные:
Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метопредметные:
Умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Личностные:
Наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов.
Познавательные:
Опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.
Регулятивные:
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, персональный компьютер, баян.
Формы и виды деятельности:
беседа, устный рассказ на тему с применением слайдов, участие в учебном диалоге, рефлексия.
Структура и ход урока
№
|
Название этапа урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1
|
Мотивирование к учебной деятельности
(организация на урок)
|
Приветствие учащихся, знакомство с классом, проверка готовности учащихся к уроку. Здравствуйте, ребята, зовут меня Алексей Леонидович. Я работаю в школе села Кочетовка и сегодня мне представилась возможность провести в вашем классе урок музыки.
|
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
|
1 мин
|
2
|
Актуализация темы, проверка усвоения изученного ранее)
|
Учитель: Ребята давайте с вами вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке.
Ученики: О Рождестве, святках.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а какой еще недавно праздник отмечался в России?
Ученики: Крещение.
Учитель: Верно, Крещение. Ребята, скажите, а откуда мы свами знаем или можем узнать о традициях этих праздников?
Ученики: От родственников, в школе и т.д.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а как называется жанр в искусстве, который передается из уст в уста?
Ученики: Устное народное творчество – Фольклор.
Учитель: А что включает в себя фольклор?
Ученики: Былины, сказки, частушки, песни.
Учитель: Ребята, а кто является хранителем и создателем устного народного творчества?
Ученики: Народ.
Учитель: Верно, народ.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свои мнения, мысли.
|
4 мин
|
3
|
Осмысление учебной задачи
|
Проблема: О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Поможете мне определить тему урока?
Ученики: О фольклоре, устном народном творчестве, о хранителях и создателях устного народного творчества - народе.
Учитель: Все верно.
Откройте тетрадочку, запишите число и тему урока «Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».(слайд 1)
|
|
3 мин
|
4
|
Изучение нового материала. «Композитор - имя ему народ»
|
Учитель: Итак, как мы с вами выяснили, что фольклор – народное творчество, чаще устное. Как вы думаете, о каком виде народного творчества мы с вами больше всего будем говорить сегодня на уроке?
Ученики: Песня.
Учитель: В народных песнях, сочиненных неизвестными певцами-сказителями, глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.
Учитель: Ребята, давайте подумаем а, как песня и где могла сопровождать человека.
Ученики: В детстве, труде, на войне и т.д.
Учитель: На основе этого и выделяют несколько жанров РНП. Может вы сами скажите, какие существуют жанры РНП.
Ученики: Ответ
(слайд 2)
Давайте некоторые из них с вами рассмотрим.
В раннем детстве вы все встречались, с каким жанром.
Что вам пели мамы?
Ученики: Колыбельные.
(слайд 3)
Учитель: Следующий жанр солдатские или по-другому их называют рекрутские песни. Как вы думаете о чем они?
(слайд 4)
Учитель: Трудовые песни тоже один из жанров РНП, возникли в глубокой древности. С какой целью они создавались?
(слайд 5)
Учитель: Что вы делаете на Новый год вокруг елки?
Ученики: Поем, танцуем, водим хоровод.
Учитель: А что такое хоровод?
Ученики: Ответ.
(слайд 6)
Учитель: Хоровод – древнейший вид народного танцевального искусства и еще один из жанров РНП.
А вспомните что это за песня?
(«Во поле береза стояла», дети вспоминают, один куплет поем с движениями)
Учитель: Одним из любимых жанров в народе являются плясовые песни. (слайд 7)
Давайте сыграем в мини игру «Угадай мелодию».
- «Калинка-малинка»
- «Камаринская»
|
Отвечают на вопросы учителя.
Слушание музыкальных произведений.
Пение песни.
|
12 мин
|
5
|
Изучение нового материала. «Музыкальные инструменты России»
|
Учитель: Как вы думаете, чем сопровождались хороводные и плясовые песни?
Ученики: Сопровождались игрой на музыкальных инструментах.
Учитель: Ребята, а какие русские народные музыкальные инструменты знаете вы?
Ученики: Гусли, балалайка, бубен и т.д.
Учитель: Верно, но все русские народные инструменты можно разделить на 3 группы.
Может быть, подскажете, какие?
Ученики: Ответ.
Учитель: 1 группа – Струнные щипковые инструменты.
(слайд 8)
Учитель: Ребята, как вы думаете, о каком здесь первом инструменте поговорим.
Ученики: Гусли.
Учитель: Верно. Гусли – самый старинный струнный инструмент из всех, дошедших до нас. Они бывают шлемовидными и крыловидными. (слайд 9)
Учитель: Вот еще один щипковый инструмент. Может вы знаете как он называется? (слайд 10)
Ученики: Домра.
Учитель: А младшая сестрица домры…
Ученики: Балалайка.
(слайд 11)
Учитель: 2 группа русских народных инструментов – духовые. А как вы думаете почему они так называются?(слайд 12)
Ученики: Дуют в них.
Учитель: Пастух выйдет на лужок, заиграет во …
Ученики: Рожок (слайд 13)
Учитель: Почему он так назывался?
На что он похож?
Как вы думаете из чего его делали?
Ученики: Ответ.
Учитель: В царское время, чтобы стать пастухом надо было обязательно уметь играть на рожке и жалейке.(слайд 14)
Учитель: Почему так назвали?
Ученики: Ответ.
Учитель: Свирель – это тоже духовой инструмент. В Россию свирель перекочевала из Древней Греции. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и по сей день очень любим пастухами Греции.
(слайд 15)
Учитель: О каких еще инструментах мы с вами не говорили, некоторые из них встречаются у вас дома?
Ученики: Ложки, бубен, трещетки и т.д.
Учитель: Верно. А к какой группе их можно отнести? Как получается звук этих инструментов?
Ученики: Ударом по ним.
Учитель: Значит, как мы с вами назовем эти инструменты?
Ученики: Ударные.
Учитель: Верно. (слайд 16)
|
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свои мнения, мысли.
|
10 мин
|
6
|
Физминутка
|
Учитель: Сейчас мы с вами организуем ансамбль русских народных ударных инструментов, но инструменты у нас будут виртуальные.
Для этого нам нужно встать, улыбнуться друг другу, потому что без хорошего настроения хороший ансамбль не получится. Вы согласны со мной?
- Возьмем в руки бубен, покажите движением руки звук который вы слышите.
- Возьмем в руки трещетки, изобразим.
- А чем вы едите дома?
Ученики: Ложки
- Возьмите их в руки. Сыграем.
А теперь прошу вас сесть.
|
Выполняют физические упражнения под звуки музыкальных инструментов
|
3 мин
|
7
|
Изучение нового материала. «Оркестр русских народных инструментов»
|
Учитель: Ребята мы с вами познакомились с множеством русских народных инструментов.
А если все эти инструменты объединить воедино что у нас получится?
Ученики: Ансамбль, оркестр.
Учитель: Верно оркестр только какой?
Ученики: Русских народных инструментов.
Учитель: Оркестр русских народных инструментов был создан в XIX веке, в него вошли балалайки, домры, гусли, жалейки, гармошки и баяны.
Символом русского народа из все этих инструментов называют балалайку и гармошку. (слайд 17)
Учитель: А теперь давайте отправимся на концерт оркестра русских народных инструментов.
Просмотр видеоролика.(слайд 18)
|
Ответы на вопросы учителя.
Слушание.
Просмотр видео ролика.
|
5 мин
|
8
|
Итог урока (рефлексия)
|
Учитель: А сейчас я вам загадаю загадки, а вы громко и хором кричите отгадки.
- У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).
- У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)
- Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.
(Ложка)
- Тараторит, словно тётка.
Называется….(Трещетка)
- Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки
звонкий …
(Бубен)
Учитель: Продолжите предложения.
На уроке говорили о …
Что нового я узнал…
Мне было интересно когда…
Мне было скучно когда…
Я с удовольствием поставлю себе…
Уходя, с урока я хочу сказать….(слайд 19)
Учитель: Я согласен с тем как вы проанализировали свою работу. И конечно же все заработали самую высокую отметку. И я также как и вы, уходя с урока, хочу сказать вам огромное спасибо за наше совместное сотрудничество. (слайд 20)
|
Отгадывают загадки.
Самооценка.
|
7 мин
|
|