Четверг, 02.05.2024, 21:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Вислогузова А.Л.

Меню сайта
Категории раздела
Уголок родителей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс "Учитель года - 2017" » Урок

План-конспект
[ · Скачать удаленно () ] 24.01.2017, 22:03

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по музыке
 

Учитель: Вислогузов Алексей Леонидович
Класс: 4В, МОУ-СОШ №3, г. Аткарск Саратовской области

Тема урока: «Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных  инструментов»
Место и роль урока в изучаемой теме:

урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала.

Цель урока: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

закрепить представления детей о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни;

выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека;

формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны.

Ожидаемый результат:

Иметь представление о роли народной песни в жизни человека.

Уметь выявлять характерные интонации и ритмические особенности народных песен.

Владеть навыками коллективного исполнения вокальных образцов фольклорной музыки.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный

Планируемый результат:

Предметные:

Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метопредметные:

Умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностные:

Наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов.

Познавательные:

Опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, персональный компьютер, баян.

Формы и виды деятельности:

беседа, устный рассказ на тему с применением слайдов, участие в учебном диалоге, рефлексия.

Структура и ход урока
 

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Мотивирование к учебной деятельности
(организация на урок)

Приветствие учащихся, знакомство с классом, проверка готовности учащихся к уроку.  Здравствуйте, ребята, зовут меня Алексей Леонидович. Я работаю в школе села Кочетовка и сегодня мне представилась возможность провести в вашем классе урок музыки.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1 мин

2

Актуализация темы, проверка усвоения изученного ранее)

 

Учитель: Ребята давайте с вами вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О Рождестве, святках.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а какой еще недавно праздник отмечался в России?

Ученики: Крещение.

Учитель: Верно, Крещение. Ребята, скажите, а откуда мы свами знаем или можем узнать о традициях этих праздников?

Ученики: От родственников, в школе и т.д.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а как называется жанр в искусстве, который передается из уст в уста?

Ученики: Устное народное творчество – Фольклор.

Учитель: А что включает в себя  фольклор?

Ученики: Былины, сказки, частушки, песни.

Учитель: Ребята, а кто является хранителем и создателем устного народного творчества?

Ученики: Народ.

Учитель: Верно, народ.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои мнения, мысли.

4 мин

3

Осмысление учебной задачи

Проблема: О чем мы будем говорить  сегодня на уроке? Поможете мне определить тему урока?

Ученики: О фольклоре, устном народном творчестве, о хранителях и создателях устного народного творчества - народе.

Учитель: Все верно.

Откройте тетрадочку, запишите число и тему урока «Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».(слайд 1)

 

3 мин

4

Изучение нового материала. «Композитор - имя ему народ»

Учитель: Итак, как мы с вами выяснили, что фольклор – народное творчество, чаще устное. Как вы думаете, о каком виде народного творчества мы с вами больше всего будем говорить сегодня на уроке?

Ученики: Песня.

Учитель: В народных песнях, сочиненных неизвестными певцами-сказителями, глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.

Учитель: Ребята, давайте подумаем а, как песня и где могла сопровождать человека.

Ученики: В детстве, труде, на войне и т.д.

Учитель: На основе этого и выделяют несколько жанров РНП. Может вы сами скажите, какие существуют жанры РНП.

Ученики: Ответ

(слайд 2)

Давайте некоторые из них с вами рассмотрим.

В раннем детстве вы все встречались, с каким жанром.

Что вам пели мамы?

Ученики: Колыбельные.

(слайд 3)

Учитель: Следующий жанр солдатские или по-другому их называют рекрутские песни. Как вы думаете о чем они?

(слайд 4)

Учитель: Трудовые песни тоже один из жанров РНП, возникли в глубокой древности. С какой целью они создавались?

(слайд 5)

Учитель: Что вы делаете на Новый год вокруг елки?

Ученики: Поем, танцуем, водим хоровод.

Учитель: А что такое хоровод?

Ученики: Ответ.

(слайд 6)

Учитель: Хоровод – древнейший вид народного танцевального искусства и еще один из жанров РНП.

А вспомните что это за песня?

(«Во поле береза стояла», дети вспоминают, один куплет поем с движениями)

Учитель: Одним из любимых жанров в народе являются плясовые песни. (слайд 7)

Давайте сыграем в мини игру «Угадай мелодию».

  1. «Калинка-малинка»
  2. «Камаринская»

Отвечают на вопросы учителя.

Слушание музыкальных произведений.

Пение песни.

12 мин

5

Изучение нового материала. «Музыкальные инструменты России»

Учитель: Как вы думаете, чем сопровождались хороводные и плясовые песни?

Ученики: Сопровождались игрой на музыкальных инструментах.

Учитель: Ребята, а какие русские народные музыкальные инструменты знаете вы?

Ученики: Гусли, балалайка, бубен и т.д.

Учитель: Верно, но все русские народные инструменты можно разделить на 3 группы.

Может быть, подскажете, какие?

Ученики: Ответ.

Учитель: 1 группа – Струнные щипковые инструменты.

(слайд 8)

Учитель: Ребята, как вы думаете, о каком здесь первом инструменте поговорим.

Ученики: Гусли.

Учитель: Верно. Гусли – самый старинный струнный инструмент из всех, дошедших до нас. Они бывают шлемовидными и крыловидными. (слайд 9)

Учитель: Вот еще один щипковый инструмент. Может вы знаете как он называется? (слайд 10)

Ученики: Домра.

Учитель: А младшая сестрица домры…

Ученики: Балалайка.

(слайд 11)

Учитель: 2 группа русских народных инструментов – духовые. А как вы думаете почему они так называются?(слайд 12)

Ученики: Дуют в них.

Учитель: Пастух выйдет на лужок, заиграет во …

Ученики: Рожок (слайд 13)

Учитель: Почему он так назывался?

На что он похож?

Как вы думаете из чего его делали?

Ученики: Ответ.

Учитель: В царское время, чтобы стать пастухом надо было обязательно уметь играть на рожке  и жалейке.(слайд 14)

Учитель: Почему так назвали?

Ученики: Ответ.

Учитель: Свирель – это тоже духовой инструмент. В Россию свирель перекочевала из Древней Греции. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и по сей день очень любим пастухами Греции.

(слайд 15)

Учитель: О каких еще инструментах мы с вами не говорили, некоторые из них встречаются у вас дома?

Ученики: Ложки, бубен, трещетки и т.д.

Учитель: Верно. А к какой группе их можно отнести? Как получается звук этих инструментов?

Ученики: Ударом по ним.

Учитель: Значит, как мы с вами назовем эти инструменты?

Ученики: Ударные.

Учитель: Верно. (слайд 16)

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои мнения, мысли.

10 мин

6

Физминутка

Учитель: Сейчас мы с вами организуем ансамбль русских народных ударных инструментов, но инструменты у нас будут виртуальные. 

Для этого нам нужно встать, улыбнуться друг другу, потому что без хорошего настроения хороший ансамбль не получится. Вы согласны со мной?

  1. Возьмем в руки бубен, покажите движением руки звук который вы слышите.
  2. Возьмем в руки трещетки, изобразим.
  3. А чем вы едите дома?

Ученики: Ложки

  1. Возьмите их в руки. Сыграем.

А теперь прошу вас сесть.

Выполняют физические упражнения под звуки музыкальных инструментов

3 мин

7

Изучение нового материала. «Оркестр русских народных инструментов»

Учитель: Ребята мы с вами познакомились с множеством русских народных инструментов.

А если все эти инструменты объединить воедино что у нас получится?

Ученики: Ансамбль, оркестр.

Учитель: Верно оркестр только какой?

Ученики: Русских народных инструментов.

Учитель: Оркестр русских народных инструментов был создан в XIX веке, в него вошли балалайки, домры, гусли, жалейки, гармошки и баяны. 

Символом русского народа из все этих инструментов называют балалайку и гармошку. (слайд 17)

Учитель: А теперь давайте отправимся на концерт оркестра русских народных инструментов.

Просмотр видеоролика.(слайд 18)

Ответы на вопросы учителя.

Слушание.

Просмотр видео ролика.

5 мин

8

Итог урока (рефлексия)

Учитель: А сейчас я вам загадаю загадки, а вы громко и хором кричите отгадки.

  1. У неё есть три струны ,
    Их рукой щипать должны,
    Можно под неё плясать
    И по-русски приседать. (Балалайка).
  2. У нее вся душа нараспашку,
    И хоть пуговки есть — не рубашка,
    Не индюшка, а надувается,
    И не птица, а заливается.
    (Гармошка)
  3. Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
    На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
    Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.

(Ложка)

  1. Тараторит, словно тётка.

             Называется….(Трещетка)

  1. Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.

           С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки    

           звонкий …

(Бубен)

Учитель: Продолжите предложения.

На уроке говорили о …

Что нового я узнал…

Мне было интересно когда…

Мне было скучно когда…

Я с удовольствием поставлю себе…

Уходя, с урока я хочу сказать….(слайд 19)

Учитель: Я согласен с тем как вы проанализировали свою работу.  И конечно же все заработали самую высокую отметку. И я также как и вы, уходя с урока, хочу сказать вам огромное спасибо за наше совместное сотрудничество. (слайд 20)

Отгадывают загадки.

Самооценка.

7 мин

 

Категория: Урок | Добавил: vislogouzov
Просмотров: 422 | Загрузок: 116 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Татьяна  
0
Отлично!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz